Как я покупал новую машину, или Не дайте себя раздеть

Источник

В начале августа в моей жизни произошло два счастливых события. И надо же так было совпасть, что случились они практически на одной неделе. Я продал свой старый автомобиль и счастлив был невероятно. А три дня спустя мне позвонили из компании "Мультимоторс"и сообщили, что прибыл мой новый автомобиль, который я ждал 2 месяца, и я могу его забрать. Любой автомобилист, думаю, поймет, какие радостные чувства меня охватили, какой сумбурно-счастливый ажиотаж случился в моей голове. Недаром говорят, что в жизни настоящего автолюбителя существуют только два самых счастливых дня - когда он продает старую машину, и второй - когда покупает новую.

Обратно в совок!

Мое новое авто - красный "Шевроле Ланос". Стоит, как ни парадоксально, дешевле уже давно устаревшей "Калины" на целых 10 тысяч рублей. При этом, как ни крути, а иномарка со всеми вытекающими отсюда прелестями. Подушка безопасности, гидроусилитель руля, штатная акустика, багажник и лючок бензобака дистанционно открываются прямо из салона, всевозможные подстаканники, бамперы в цвет кузова, все педали мягкие, чуткие. Порадовался всему этому еще на тест-драйве. И вот теперь, после того как я внес в кассу продавца необходимую сумму, машина наконец моя! Помытая, сверкающая красавица смотрела на меня почти с любовью. И, признаюсь, я смотрел на нее так же. Менеджер по продажам Татьяна, девушка приятная во всех отношениях, радовала внимательным и заботливым отношением. Чего, правда, не скажешь о ее шефе. Начальник отдела продаж компании "Мультимоторс" Кирилл Павлов владеет, видимо, искусством перемещения во времени. Всем своим поведением он напомнил мне о глубоком совке. Пардон, о советских временах, когда они (работники универмагов, мебельных, мясных, галантерейных и прочих магазинов) полагали, что все мы, простые граждане-потребители, презренные плебеи, недостойные даже стоять рядом с ними. Сейчас сервис, казалось бы, радикально изменился. И во многих местах менеджер готов буквально облизать клиента, лишь бы тот был доволен. Но, увы, не везде, как показывает практика, работает такой вышколенный персонал. Кирилл Павлов, всем своим видом почему-то показывающий полное презрение к клиенту, просто откровенно хамил. Может быть, потому что я покупал всего лишь "Ланос" за 9 тысяч, а не "Хаммер" за 90 000, может быть, по каким-то другим причинам. Но упаси вас бог, дорогой читатель, стать вдруг клиентом такого "менегера".

Впрочем, если бы маловоспитанный начальник отдела продаж оказался единственной ложкой дегтя, бочку меда, пожалуй, можно было спасти, быстро вычерпав из нее всю эту гадость.

Но вслед за первой ложкой деготь полился рекой. В компании "Мультимоторс" я узнал, что мне можно не только хамить, но я, как гражданин свободной страны, оказывается, и прав-то никаких не имею. Я вдруг понял, насколько глубоко я заблуждался, наивно предполагая, что мое право на свободу, в том числе и свободу выбора, является безоговорочным, логичным и законным. Всевозможные федеральные законы, включая неприкосновенную, казалось бы, Конституцию Российской Федерации , обычный автодилер может трактовать так, как ему это будет выгодно. И на этом этапе я осознал, насколько необходимо сейчас разъяснить потребителю его права. Именно сейчас, потому что Россия переживает настоящий автомобильный бум. Рост продаж иномарок достигает 50 процентов по сравнению с прошлым годом. Сегодня на своем примере, я расскажу, как противостоять банальному воровству.

Преднамеренный обман

Увы, обманывают своих клиентов многие автодилеры, но сегодня мой рассказ только о компании "Мультимоторс", поскольку все эти "круги" я прошел сам. Обман заключается в навязывании так называемых "допов" (дополнительное оборудование). Если вы покупаете машину в кредит, то вы уж точно никогда и ни при каких обстоятельствах не сможете на ней уехать из салона, пока не заплатите за установку "допов" как минимум еще тысячу долларов. Если вы покупаете за наличный расчет, дело обстоит чуть проще. Вам просто говорят, Что за установку сигнализации, других охранных систем, музыки, антикоррозийное обслуживание, защиту картера и т.д., сделанные не у продавца, вас снимут с гарантии, которая, между прочим, составляет 2 года без ограничения пробега. То есть, не производитель машины в лице уважаемой компании "Дженерал Моторс", а всего лишь посредник в лице автосалона, может наплевать на Конституцию Российской Федерации, на Закон о защите прав потребителей и т.д. Но все по порядку.

Каждый наш читатель должен знать, что он свободный человек и никто никогда не имеет права ему что-либо навязывать. Для убедительности процитирую статью 16 федерального закона "О защите прав потребителей": "...Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)... Условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными". Другими словами, никто не может вам по старой советской традиции втюхивать что-либо "в нагрузку", а пункт договора купли-продажи или условий гарантийного обслуживания, обязывающий вас покупать и устанавливать что-либо у официального дилера, будет признан ничтожным в первом же заседании суда, поскольку он чересчур очевидно противоречит федеральному праву. Я, например, покинул территорию "Мультимоторса", не переплатив за стоимость автомобиля ни копейки. И объясню почему. Установка самой простой бюджетной сигнализации стоит в "Мультимоторсе" 7 тысяч рублей. Активаторы центрального замка - еще столько же. Я, увы, не настолько богат, чтобы тратить деньги, их не считая. И я посчитал! После чего отправился в один из сервис-центров со всеми необходимыми лицензиями, разрешениями и сертификатами. Тем более что он входит в крупную сеть установочных сервис-центров Петербурга. Установка сигнализации и центрального замка там обошлась мне в 5730 рублей. Так я не дал дилеру украсть свои первые 8270 рублей.

Впереди у меня антикоррозийное обслуживание. В "Мультимоторсе" за антикор требуют минимум 5632 рубля, в сертифицированно-лицензированном автосервисе по соседству - 3800 рублей. Защита картера, соответственно - 4874 и 2300 рублей. Установка средств механической защиты (этого требуют некоторые страховщики) - замок капота в "Мультимоторсе" от 5050 рублей, в альтернативном сервис-центре - от 3500 рублей. Замена масла у дилера стоит целых 2000 рублей (включая их собственное масло), в автосервисе сама замена стоит 200-230 рублей, и масло клиент, будь то "Мобил", "Эссо", "Шелл" или "Кастрол", выбирает сам (стоимость синтетики, в зависимости от вязкости, 600-1200 рублей, полусинтетики - еще дешевле). Коврики в салон у дилера стоят 1400-2000 рублей, а в Metro, например, я купил их за 470. Но самое забавное, пожалуй, дилерская цена знака аварийной остановки - 342 рубля. В любом автомагазинчике он стоит 25-40 рублей. И, наконец, поставить машину на учет в "Мультимоторс" стоит 4500 рублей, а на улице Восстания это можно сделать за 1500 рублей и всего за полчаса. И это лишь малая часть сравнительных примеров. Если подытоживать, то несложно подсчитать, что только на установке "допов" не у дилера, а в любом другом сервис-центре, не говоря уже про другие услуги, можно сэкономить от 25 до 50 тысяч рублей. А я бы даже сказал, что не сэкономить, а не дать украсть. Потому что шантаж незаконным снятием с гарантии является чистейшей воды обманом, аферой. А значит, когда клиента вынуждают ставить "допы" в салоне, можно квалифицировать это как изъятие средств гражданина незаконным путем. И даже в тех случаях, когда вы по каким-либо причинам не прошли очередное ТО на станции дилера или залили масло, купленное в обычном магазине, а не у дилера втридорога, вы все равно имеете полное право требовать бесплатного ремонта от продавца до тех пор, пока не истечет заводская гарантия. Все, что нужно покупателю, - знать свои права и уметь написать претензию с требованием о гарантийном ремонте.

Суд, если до него дойдет дело, будет однозначно на стороне потребителя. Обманутый потребитель даже освобождается от уплаты госпошлины при подаче заявления.

Из статьи 16 федерального закона "О защите прав потребителей"

"...Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)... Условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными". Другими словами, никто не может вам по старой советской традиции втюхивать что-либо "в нагрузку". Пункт договора купли-продажи или условий гарантийного обслуживания, обязывающий вас покупать и устанавливать что-либо у официального дилера, будет признан ничтожным в первом же заседании суда


Наш комментарий

•  Консультант отдела юридического обеспечения ТУ "Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу" Вячеслав Арсентьев:

- Существует 2 вида гарантии - гарантия автосалона и гарантия по закону. Установление гарантийного срока автосалоном не является обязательным. Это условие прописывается в заключаемом договоре купли-продажи. А вот гарантия по закону остается у потребителя независимо от подписываемого им договора. Такая гарантия будет действовать в течение 2 лет после покупки автомобиля. Потребитель вправе требовать ремонта в случае обнаружения в автомобиле недостатков (ст. 19 закона "О защите прав потребителей", ст. 477 ГК РФ ). Таким образом, автосалон может лишить своей гарантии (к примеру, 5-летней), но останутся требования закона, которые он обязан соблюдать и осуществлять гарантийный ремонт в течение 2-летнего срока. И даже если установлено, что поломка произошла по вине автовладельца, в том числе из-за дополнительного оборудования, в случае последующих поломок производитель (автосалон) обязан принять автомобиль по гарантии.

В случае лишения гарантии автосалоном, потребитель вправе обратиться в ТУ "Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу", где обстоятельства каждого конкретного случая оценят наши специалисты и вмешаются в ситуацию.

•  Юрист правозащитной организации "Традиция права" Анатолий Макаренко:

- То, что творят дилеры - чистой воды самоуправство! Дело в том, что гарантию устанавливает не продавец товара, а его производитель, в данном случае - иностранная компания. Снятие с гарантии - нарушение статьи 6 Закона о защите прав потребителей - "Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара". Скорее всего, производители и сами не знают о такой практике. Но если все же вас сняли с гарантии, потому что вы поставили допоборудование в соседнем салоне, требуйте у дилеров письменное постановление, это подтверждающее. А с ним можно смело идти в суд. Существует огромный процент вероятности, что дело будет выиграно.

•  Заместитель председателя "Общества защиты прав потребителей" Михаил Овчарок

- Во-первых, цены на услуги в автосервисах могут быть оспорены потребителем, если данное обслуживание не занесено в сервисную книжку. А во-вторых, если сигнализацию, например, устанавливает не сервисный центр дилера, а третье лицо, то снять с гарантии всю машину никто не имеет права! Все сервисные центры идут на ухищрения, чтобы не выполнять своих обязательств. В случае если весь автомобиль потребителя сняли с гарантии после того, как он установил сигнализацию в другом автосервисе, обманутому клиенту нужно написать претензии дилеру, получить его ответ и потом обращаться в суд. В суде ответчик должен доказать, что установка того или иного оборудования не в его автосервисе привела к сбою в работе других механизмов машины - что само по себе невозможно. Наша организация готова представлять в суде интересы обманутых автомобилистов.

•  Санкт-Петербургский городской клуб автомобилистов, и.о. директора Михаил Северный:

- Если мелкий ремонт или установка "допов" не связаны с вмешательством в конструкцию автомобиля, то это можно хоть самому делать. Дилеры постоянно нарушают наши права, еще и за предпродажную подготовку дерут бешеные деньги. По идее, в случае покупки по образцам, предпродажная подготовка входит в стоимость автомобиля, но это правило почему-то никто не соблюдает.

•  Начальник Отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Мария Кондратенко:

- Пока никаких жалоб на автодилеров к нам не поступало. Возможно, покупатели просто не знают обо всех своих правах. Но если нам напишут жалобу с подробнейшим указанием нарушений антимонопольного законодательства, ФАС обязательно проведет проверку деятельности того или иного салона.

Подготовила Мария Васькова
Владимир Кузнецов

Дополнительное оборудование для автомобиля в сервисных центрах "Автобам"

Наши филиалы:

Я согласен на использование cookie файлов