Уйти от угона
Охранно-поисковые системы: как выбрать для автомобиля лучшую?
Каждый владелец автомобиля знает, что такое страх угона машины. Казалось бы, страховка и сигнализация должны избавлять от него, но сигнализация не может дать стопроцентной гарантии, а связываться со страховыми компаниями – удовольствие небольшое. К тому же: кто вернет потраченные нервы, кто компенсирует время, которое придется потратить в «безлошадный» период? Тем, кто хочет максимально защититься от угона, могут помочь охранно-поисковые системы. С их помощью шансы защитить свой автомобиль от угона резко повышаются, а если преступникам все же удалось прорвать эту защиту, то вполне реально найти украденный автомобиль, не дожидаясь долгосрочной помощи от правоохранительных органов.
Прежде всего, разберемся в терминологии. Очень часто охранно-поисковые системы называют сигнализацией – как любое электронно-сигнальное устройство, способное реагировать на взлом или угон автомобиля. Однако единственная функция автосигнализации – сообщить хозяину машины о том, что с автомобилем что-то случилось. Это необязательно угон: сигнализация может сообщить о том, что в машине разбили стекло, сильно ударили по ней, или открыли дверцу. Метод подачи сигнала может быть разный: часто используют банальные сирены, которые не дают спать вашим соседям. Радиобрелок – вариант более «адресный». Более дорогой вариант – GSM-сигнализация, которая ставит владельца в известность о проблемах с автомобилем при помощи СМС.
Однако все это методы пассивной защиты: сигнализацию вы можете не услышать, или не успеть вовремя отреагировать. А вот охранно-поисковые системы помогают разобраться с преступниками даже в отсутствие хозяина автомобиля. В первую очередь при попытке угона они способны заставить машину попросту не двигаться с места. Блокируется коробка передач, или руль, или педали управления (если это механическая противоугонная система), блокируется двигатель (если «противоугонка» электронная). Целесообразным и желательным является совмещение механических и электронных методов защиты (хотя и перебарщивать с этим тоже не стоит). В случае, если эти методы все-таки не смогли помешать угнать машину, есть последний бастион – поисковая система. Именно она определяет координаты машины и сообщает их спецслужбам или хозяину. Местонахождение машины определяется с помощью комбинации трех разных каналов: радиоканала, спутникового или сотового.
Канал сотовой связи
Уже не новость, что можно определить координаты абонента сотовой связи с помощью канала сотовой связи (а точнее, помощью GSM-триангуляции). Конечно, при этом имеется в виду место, где находится сам телефон. Система, определяющая координаты угнанного автомобиля, работает по тому же принципу. И только от вашего решения зависит – кто будет следить за траекторией движения вашего автомобиля на мониторе – Вы сами, диспетчер или кто-то еще. Тут все зависит от условий договора. С помощью канала сотовой связи автомобиль (или диспетчер) могут получать от охранно-поисковой системы СМС-сообщения о состоянии автомобиля. То есть противоугонная система способна информировать о том, что, к примеру, открыта дверь. От вас или от другого лица по вашему поручению будет зависеть – включить ли сирену с помощью ответной СМС или так же дистанционно заблокировать двигатель. Еще один минус – относительно слабый сигнал, который можно подавить с помощью специального устройства - джаммера. Джаммеры совершенно легально продаются (и действительно могут быть полезны там, где крайне нежелательны разговоры по сотовым телефонам – например в больницах со сложным и чувствительным оборудованием). К сожалению, тем проще использовать джаммеры профессиональным угонщикам. Зато от спонтанного или непрофессионального угона сотовый канал связи может быть очень эффективным.
Высоко сижу – далеко гляжу
Чаще всего в противоугонных системах используется спутниковый канал связи. Машина оснащается скрытым GPS – приемником, который рассчитывает местоположение автомобиля на основании данных с нескольких спутников. Этот метод определения координат очень похож на метод работы навигатора, чаще всего в поисковых системах используется тот же чипсет, что и в навигаторах - SIRFStar III. Однако для того, чтобы передать данные о местоположении автомобиля хозяину или диспетчеру, автомобиль использует тот же канал сотовой связи. Система обмена данными со стороны автомобиля и команд от диспетчерского центра работает на уже описанной GSM-основе. Разница же заключается в том, что спутники представляют данные в десятки раз точнее, чем канал сотовой связи – координаты определяются с точностью до метра. Согласитесь, в масштабах автомобиля это максимально имеющая смысл точность.
К тому же спутники вездесущи и практически нереальна ситуация, когда автомобиль попадает в зону, невидимую для спутника. С каналом GSM, несмотря на большое покрытие, эта ситуация все же возможна. Преступники, конечно, могут спрятать автомобиль в подземном гараже или любой железной конструкции, где его не сможет разглядеть «большой брат» - спутник. Но спутник в этом случае запомнит последнее зафиксированное местоположение автомобиля, а это уже достаточная информация – ведь последние координаты, как правило, совпадают с въездом в такое «непроницаемое» место.
Еще один способ противостоять слежению спутника, способ, который так любят журналисты и авторы детективов - увоз автомобиля в экранированной фуре. В реальной жизни эта хитрость практически не используется из-за большого риска. Даже пустые фургоны вызывают повышенный интерес ГИБДД, а ведь машина не иголка – достаточно просто открыть фургон, чтобы быть разоблаченным.
Проблема спутникового сигнала, к сожалению, та же – сигнал можно погасить джаммерами. Но и разработчики все время работают над поисковыми системами, добавляя все более эффективные методы защиты от искусственного подавления сигнала. Так или иначе, процент машин, найденных при помощи спутникового канала связи достигает 95 %.
Эту песню не заглушишь, не убьешь
Наверное, самый старый и проверенный способ – определение координат объекта при помощи радиоволн. Еще в старых советских фильмах нам показывали, как пеленгуют вражеские радиоточки. Для охраны и поиска автомобиля используют тот же принцип: радиомаяк, установленный на машину, посылает сигналы, а антенна ловит его. После чего данные обрабатываются компьютером и предстают в виде координат радиомаяка, а вместе с ним – и автомобиля.
Преимущество радиометода перед другими каналами связи состоит в том, что сигнальные радиоволны гораздо труднее погасить. Не помогают ни железные укрытия, ни подземные парковки, ни фуры, обшитые экранирующим материалом, даже джаммеры-глушители здесь бессильны, поскольку им пришлось бы излучать слишком сильный сигнал, который сам по себе вряд ли пройдет незамеченным спецслужбами.
Поисковые системы, основанные на пеленговании радиоволн, используются уже более 20 лет, и постоянно совершенствуются. Например, российские инженеры разработали охранно-поисковую систему, основанную на плавающем радиосигнале. Радиосигнал в этой системе все время меняет частоту в пределах заданного диапазона. Такой сигнал с непостоянной частотой на практике невозможно заглушить – такими глушителями располагают только военные и спецслужбы, к тому же работающий глушитель такой мощности очень легко обнаружить.
Это поисковая система нового поколения была бы идеальной, но пока, к сожалению, она работает только в пределах доступности антенн соответствующего оператора. Фактически на данный момент установить и использовать эту систему можно только в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупнейших городах России.
Комплексный подход
После сравнения плюсов и минусов каждой из систем, становится очевидным лучший выход: объединить разные подходы в одной охранно-поисковой системе. Три разные системы могут «подстраховывать» друг друга, да и в дублировании их функций нет абсолютно ничего страшного. Радиосигналы могут работать там, где гаснет сигнал сотовой связи, данные спутников и сотовой связи страхуют тогда, когда автомобиль выезжает из зоны действия радиоантенн. Сразу несколько российских операторов предлагают такие комбинативные решения, и опыт показывает, что они действительно работают лучше всего. Кроме того, степень защиты тем сильнее, чем больше центров мониторинга в разных городах у провайдера и чем лучше они работают в связке со службами быстрого реагирования.
Всегда наготове
Но даже самые высокотехнологичные приспособления не имеют смысла без профессионального технического и административного управления. Например, какой смысл, если монитор показывает координаты угнанного автомобиля, но на рабочем месте отсутствует сотрудник, способный принять соответствующие меры?
При выборе компании, предоставляющей и обслуживающей охранно-поисковые комплексы, обращайте внимание на все: рекомендации знакомых, отзывы в интернете, и внимательно читайте договор!
При принятии решения помните также и о том, что при оснащении охранно-поисковой системой ваш автомобиль становится очень «чувствительным» к разного рода толчкам и любым другим воздействиям на машину, даже случайным. Придется быть внимательнее, не забывать ставить автомобиль на охрану и снимать с охраны. Ответственный диспетчер не постесняется разбудить вас даже ночью, сообщит о сигнале и попросит проверить, все ли в порядке с вашим автомобилем.
Установка и обслуживание охранно-поисковых систем стоит немалых денег, но есть способы и сэкономить за этот счет. Многие страховые компании предлагают серьезные скидки при установке столь мощной системы защиты. При сочетании этих методов срок окупаемости поисково-охранной системы – от одного года до двух лет.