Мейнстрим с камаринской (лучшая аудиосистема месяца по мнению журнала "Автозвук")
Тип системы: аудио
Состав: 3‑полосный фронт + тыл + сабвуфер
Источник: OEM
Процессор: Audison bit one
Ламповый драйвер: Phant Audio Tube Driver 4
Усилители: ESX Vision VE 800.4, ESX Vision VE 1000.1
Акустика: Crecendo Opus 7В, Opus MB 3
Сабвуфер: Crescendo Etude 2.10
Разные системы бывали на наших страницах — и неимоверно сложные, где установщики «выкамаривались» при изготовлении каждого узла, и простые «до безобразия». Предел простоты, как совершенно понятно — оставить всё, что можно, штатным. Это — предел, к которому стремится значение аудиосистемы, когда лень и апатия хозяина машины стремятся к бесконечности. Можете дать этой теореме моё имя, хотя я не настаиваю.
Но вот что интересно: наблюдается устойчивая тенденция, своего рода «новый мейнстрим»: развёрнутые и технически совершенные системы на основе штатных головных устройств получают всё большее распространение. Ещё совсем недавно сохранение штатной «головы» воспринималось как моветон — настолько уступали они продвинутым устройствам aftermarket.
А чтобы покупателю неповадно было менять штатное головное устройство, его год от года всё более настойчиво (и успешно) интегрируют в автомобиль и косметически, и системно — дисплей, управление и т.д. Но времена меняются не всегда в плохую сторону: делая всё возможное (некоторые — даже больше), чтобы затруднить нашему брату и нашей сестре переделку системы под нештатную «голову», они и сами уже не плетутся в хвосте аудиопрогресса, хотя бы за это, второе, им спасибо.
Основной массе автомеломанов возможностей штатной «головы» теперь вполне хватает, и они могут сосредоточиться на акустике, усилителях и прочих (если надо) звеньях сигнального тракта. Факт этот «королям афтермаркета» давно известен, отсюда входы высокого уровня у большинства усилителей, отсюда появление новой категории техники — процессоров-интеграторов.
Таковы оказались исходные условия работы с этим автомобилем, очень редким не только на наших просторах и направлениях, но и на рю и автобанах Европы, на тесных европейских парковках открыть его дверь даже до половины будет непросто. Но двери — это отдельная история, пока, как говорил один из героев Бабеля, «не будем размазывать белую кашу по чистому столу». Всё, что я мог бы дальше сказать, вы и без меня знаете: трудная судьба автомеломана, корявые штатные динамики, засунутые волей дизайнеров куда не надо, и всё такое прочее. Поэтому полную версию предыстории появления автомобиля Chevrolet Camaro V в компании «Автобам» я опущу, перейду сразу к системе.
Задача была сформулирована кратко: «разумный High End без фанатизма». То есть максимально доступное качество звучания в рамках имеющейся материальной базы. Ламповый дивайс — можно, а лампы по индивидуальному заказу в нём и серебряные провода к нему и от него — не нужно. Выше того, что даёт источник сигнала, не прыгнешь. Поэтому выбор структуры тракта и подбор компонентов, которыми занимались Владислав Пресняков и Константин Сухаревский, были подчинены этому требованию.
Структура аудиотракта идеально ложится в традиционный мейнстрим современного car audio: трёхполосный фронт с раздельным усилением, тыловая подзвучка с намеренно ограниченными возможностями и сабвуфер. Зато в реализации системы немало интересных технических находок. Прежде всего, пришлось капитально поработать с головным устройством — сделать линейные выходы с достаточным уровнем сигнала, чтобы не набрать помех по дороге. Дальнейшей обработкой сигнала занимается «живой классик» эпохи интеграции в штатные системы — Audison Bit One. Он мог бы, в принципе, работать и с сигналами высокого уровня, но так далеко от намеченной цели решили не отступать.
Чтобы добавить «воздух» в обработанный процессором сигнал, в каналы средних и высоких частот установлен четырёхканальный ламповый буферный предусилитель Phant Audio, малосерийный продукт лаборатории Sound Lab. Он уже не раз появлялся в составе систем, описанных в этой рубрике, в том числе (это показательно) — на борту УАЗ Patriot, запросто ездившего с ним от Москвы до Комсомольска-на-Амуре, без ущерба для детальности, вовлечённости и воздушности звучания. Если это — не ресурсные испытания, то я уже и не знаю...
Дальше — проще. Один четырёхканальный усилитель обслуживает каналы средних и высоких частот, второй — каналы низких и тыл. Сабвуферу, само собой — отдельный моноблок. Усилители ESX Vision VE были выбраны из многих кандидатов за реалистичный звук и солидные запасы мощности: четырёхканальники выдают до 200 Вт на канал, моноблок — до киловатта. Здесь как раз тот случай, когда запас мощности лишним не будет: «Камаро» — машина резвая, спортивная, вбухивать в неё полтора центнера шумоизоляции было бы идеологически неправильно, несмотря на целый табун под капотом (400 лошадок, однако). Рёв двигателя оказалось выгоднее перекрыть, чем подавить, и от тотальной шумоизоляции отказались. Основательно обработали только двери — на них легла основная акустическая нагрузка и отдельные элементы кузова.
Пожелания по компоновке системы были традиционными: багажник — максимально сохранить, интерьер салона — не менять. Однако три усилителя, процессор и сабвуфер требовали положенного им места. Пришлось искать баланс между желаниями и возможностями — в первую очередь в компоновочном плане.
Сабвуфер особой сложности не представлял — десятидюймовая головка Crescendo Etude 2.10 прекрасно поместилась в левом крыле в закрытом корпусе объёмом 24 л. Корпус выполнен по технологии «фанерный стелс», когда довольно причудливые обводы формируются из отдельных плоских элементов.
С усилителями задача была намного серьёзнее. Для их установки пришлось сделать специальную конструкцию с откидными рамами, которая расположилась в правом крыле. Объём багажника в результате не изменился, усилители легко доступны. Хотя, по совести говоря, это требуется нечасто: вся обработка сигнала, включая регулировки уровней в каналах, сосредоточена в процессоре. Единственное, что требуется — отрегулировать начальную чувствительность усилителей, а больше туда можно не заглядывать. Ну если только так, полюбоваться сделанным...
Фронтальная акустика решена вполне традиционно. При известной доле изобретательности и соизмеримой доле политической воли в дверь такого объёма и размаха можно было поставить даже десятидюймовый динамик. Ограничились калибром 6,5 дюйма — характеристики именно этого динамика наиболее сбалансированы с его собратьями по трёхполосному комплекту Crecendo Opus 7В.
На тыловую подзвучку поставили среднечастотники Crecendo Opus MB3. Там они работают, во-первых, «в гордом одиночестве», по концепции системы требовалась именно подзвучка, которой ни бас, ни верх во «фронтальных» дозах не нужны и даже вредят. В рамках этой же концепции тыловые динамики установлены почти вплотную друг к другу, на деле стереобаза тылу тоже не очень к чему, но об этом вспоминают редко. Одни — потому что не знают, другие — под влиянием стереотипов, третьих прельщает простота установки в штатные места. Здесь не было ни одного, ни второго, ни третьего, поэтому тыл оказался установлен так, как он установлен, нужную фотографию вы, вероятно, уже заметили, по глазам вижу.
За рассказом о компонентах я как-то упустил кабели — что совсем не удивительно, они не на виду, и об их роли в формировании звучания нередко забывают. Только не в системах высокого уровня — там вылезает такое, что никакими теориями не объясняется. В тракте использованы акустические и межблочные кабели Belsis, а межблочник в канале сабвуфера — вообще от бас-гитары. Мне кажется, я знаю, как произошёл этот выбор. Наверняка (хотя документального подтверждения у меня нет, да и на словах я не спрашивал, не успел) тот же, кто придумал Phant Audio (Лысенко его фамилия, может, слыхали), посоветовал попробовать. И получилось. Потому что уже не раз получалось у него, «жирный» бас без искажений охотнее всего проходил именно через такой кабель... Так что, подводя итоги, сказать, чего больше оказалось в этой машине, мейнстрима или камаринской, не так и просто...
Необычная компоновка тыловой акустики на самом деле наиболее разумна, когда речь идёт именно о подзвучке.
SQ
Если это — новый мейнстрим, то я согласен, пусть будет. Система прозвучала отлично. Детальность, макро- и микродинамика великолепны, заметных на слух искажений нет ни при малой, ни при большой громкости.
Тональный баланс приятен на слух, хотя и отличается от канонического аудиофильского. Тем хуже для аудиофилов — мы слушаем музыку, а не инструменты. Некоторый избыток суббаса и нижнего баса закономерен и обоснован: я слушал на стоячей машине, а тот, для кого это делалось, слушает на ходу, в компании 400 лошадей.
Остальная часть звукового диапазона ровная, без замечаний. Высокие частоты яркие, детальные, немного выделена и верхняя середина, «воздуха» действительно много. По‑хорошему много, «для души, а не для славы». Ламповая часть тракта (я думаю, это она) ощутимо прибавляет выразительности звучания, особенно на женском вокале — исполнительница как бы подходит ближе и смотрит не на кого‑то в зале, а на вас. Ну, вы понимаете…