Подключение, установка и инструкция к сигнализациям
Как известно, технический прогресс не стоит на месте. Автомобили становятся лучше совершенннее, мощнее, быстрее, и постепенно превращаются в настоящие компьютеры на колесах. Совершенствуются и сигнализации, устанавливаемые на них. Уже сейчас инсталлировать сигнализацию начала 2000 гг. на современный автомобиль практически невозможно или весьма затратно и сложно. Виной тому все тот же пресловутый технический прогресс.
Сигнализации призваны выполнять несколько основных функций:
- защищать автомобиль от угона;
- сообщать владельцу о нештатных ситуациях;
- в некоторых случаях обеспечивать ему, владельцу, дополнительный комфорт, например, закрывать стекла, прогревать двигатель, салон и т.п.
CAN модуль — зачем он нужен?
CAN модуль — это своего рода переходник между автомобилем и сигнализацией. Устройство, расшифровывающее сигналы бортового компьютера и других электронных устройств автомобиля и передающее их сигнализации в «понятном» для нее виде. CAN модуль считывает с бортового компьютера автомобиля информацию о положении дверей и багажника, включено ли зажигание, заведен двигатель, положение стояночного тормоза и другую необходимую для работы сигнализации информацию. Еще встроенный в сигнализацию CAN модуль способен передавать автомобилю некоторые команды. Например, открыть или закрыть двери и багажник, поднять стекла, сложить зеркала. Таким образом «общение» сигнализации с автомобилем вышло на уровень цифрового обмена данными.
Современные сигнализации почти всегда оснащаются встроенным CAN модулем. Это позволяет не резать кучу проводки автомобиля, вплетаясь в заводские жгуты и схемы, и не нарушать работу часто весьма капризной заводской электроники.
И если раньше установка сигнализации означала подключение к автомобилю большого количества проводов и жгутов, то теперь установка сигнализации это пара проводов, а потом настройка оборудования под конкретный автомобиль и пожелания заказчика. Установить сигнализацию без CAN модуля на современный автомобиль зачастую просто невозможно. А если и возможно, то, как правило, с большими ограничениями. Так, например, не будет работать «доводка стекол», складывание зеркал, а возможно и центральный замок. В CAN модули заложена огромная база автомобилей, поэтому CAN модуль требует настройки и программирования под конкретный автомобиль.
Виды блокировок автосигнализаций и особенности их установки
Если говорить о защите от угона, то тут условно можно поделить сигнализации на 2 группы. Сигнализации с обычными (аналоговыми) блокировками двигателя и сигнализации с блокировками беспроводными (цифровыми). Аналоговые блокировки обычно далеко прятать нет смысла, т. к. угонщик искать их не будет. Достаточно найти центральный блок сигнализации. Цифровые же блокировки обычно инсталлируются довольно «глубоко» и нередко вплетаются в заводские жгуты проводки. Вот с ними угонщикам придется попотеть.
Проводная (аналоговая) блокировка двигателя представляет собой электронно управляемый выключатель — реле, которое ставится на жизненно важную цепь автомобиля, например, бензонасос, стартер, зажигание. Это реле соединено управляющими проводами с центральным блоком сигнализации, который и решает, когда разрешить запуск двигателя, а когда нет. Разумеется, в режиме «охрана» блокируемая цепь разомкнута, и двигатель не заведется. Как только с брелока пришла команда на снятие с охраны — блокируемая цепь замыкается и двигатель готов к запуску.
Блокировки такого типа легки в установке, но и для угонщика не представляют особых проблем. Найти центральный блок сигнализации, традиционно расположенный за щитком приборов или «бардачком» совсем не трудно. А там и до управляющих блокировкой проводов рукой подать. Именно из-за таких блокировок бытует мнение о неэффективности сигнализаций в области защиты от угона.
Беспроводная (цифровая) блокировка двигателя - это тоже реле. Но вот управляется она уже не просто сигналом по проводу от блока сигнализации, а кодированной цифровой посылкой по заводской проводке. Таким образом, угонщик может найти центральный блок сигнализации, совершать любые манипуляции с его проводами — до тех пор пока не будет найдено и демонтировано непосредственно реле блокировки, автомобиль не заведется. А располагаться блокировка может практически в любом месте в автомобиле.
Иногда в такое реле дополнительно устанавливается датчик ускорения (акселерометр). Пока автомобиль не попытается тронуться с места — мотор будет беспрепятственно заводиться и работать. Но стоит тронуться, и автомобиль заглохнет. Такую блокировку крайне сложно вычислить и демонтировать. Впервые такую технологию применил Black Bug в 1997 году, что моментально сделало его очень популярной системой и головной болью угонщиков. И, несмотря на то, что такой принцип блокировки двигателя разработан давно, он остается актуальным и по сей день.
Чем еще можно дооснастить сигнализацию?
Особенно эффективно использовать такие блокировки в комплексе с дополнительными замками капота.
Разумеется, сигнализация должна уметь сигнализировать, т. е. сообщать владельцу и окружающим о нештатных ситуациях. Сейчас любая современная сигнализация обладает функцией обратной связи с владельцем. В простых случаях — это радиобрелок с экраном, показывающим текущее состояние автомобиля. На стекло автомобиля клеится небольшая радиоантенна и, в случае тревоги — брелок подаст сигнал владельцу с указанием причины срабатывания. Небольшим недостатком является ограниченная на уровне 1 км дальность связи.
Более сложные сигнализации позволяют устанавливать в них Sim карты и умеют звонить автовладельцу на мобильный, рассказывать, что случилось, позволяют прослушать салон автомобиля и с мобильного заблокировать двигатель. Дальность связи тут уже неограничена. Тут стоить заметить, что установка такой системы сложнее, поскольку требуются дополнительные настройки как сигнализации, так и Sim карты.
Реализация дистанционного запуска двигателя
Наконец, если говорить о комфорте, то многие сигнализации подразумевают возможность дистанционного запуска двигателя. Функция эта очень удобна, но ее реализация зачастую требует от установщика времени и усилий больше, чем весь процесс установки сигнализации.
На японских и корейских автомобилях дистанционный запуск реализуется достаточно легко. На американских машинах — сложнее, но возможно. Что же касается европейских машин, и, особенно, немецкого автопрома, то электронная начинка там настолько сложна, что ни о какой безопасной реализации дистанционного запуска двигателя и речи идти не может.
Дополнительная сложность реализации дистанционного запуска в том, что заводская противоугонная система любого современного автомобиля (иммобилайзер) не даст запустить двигатель, пока не распознает «свой» ключ. Поэтому один из ключей от автомобиля или его клон/копия кладутся в специальную «коробочку», называемую «обходчиком иммобилайзера». Эта «коробочка» прячется в автомобиле и в момент команды с брелока или телефона на дистанционный запуск, заводской ключ считывается и сигнал передается автомобилю. Машина «видит» свой ключ и отключает свою заводскую противоугонную систему. Таким образом, дистанционный запуск двигателя помимо сложности реализации, так же заставляет автовладельцев или оставлять запасной ключ от автомобиля в специальном модуле обхода иммобилайзера, или делать копию ключа и прятать уже ее.
На автомобилях оборудованных кнопкой Start/Stop engine и системой бесключевого доступа реализация обхода заводской противоугонной системы еще сложнее. Однако она возможна за счет перепайки заводского ключа зажигания и установки его в автомобиль.