Это официальный сайт техцентров Автобам. По техническим причинам мы сменили адрес сайта, но вы по прежнему можете набирать autobam.ru

Как выбрать усилитель?

Усилитель - далеко не самый необходимый элемент аудиосистемы, но добиться по-настоящему качественного звука без него практически невозможно. Оговоримся сразу, раскрыть все возможности усилителя можно лишь при наличии достаточно качественных головного устройства и акустической системы.
Первое с чем надо определиться при выборе усилителя это габариты. Особенно если планируется его установка в скрытых полостях автомобиля. Определенных стандартов здесь в отличие от головных устройств не существует, и каждый производитель использует размеры, которые считает оптимальными.

Классы усиления A, AB, B, D

Буквами обозначаются классы усиления (режимы работы). Как правило, на упаковке они не указываются, исключение составляет класс А.

  • Класс А – Усилитель, работающий в классе А, является законной гордостью производителя, так как косвенно указывает на его бескомпромиссность и четкую ориентацию на качественное звуковоспроизведение. Класс А отличают крайне низкие искажения, высокое потребление тока, большая теплоотдача и низкий К.П.Д.. Качество звука у него наивысшее среди всех классов. Однако в автомобильной аудиоаппаратуре применяется крайне редко в связи с повышенными требованиями к мощности аудиосистемы из-за повышенной шумности салона.
  • Класс B, наоборот обладает высокой эффективностью, низким тепловыделением и, к сожалению, повышенными искажениями. Класс AB применяемый в подавляющем большинстве автомобильных усилителей, является компромиссом между двумя вышеуказанными классами, и обеспечивает разумный баланс между эффективностью и качеством звука.
  • Класс D, называемый в обиходе "цифровым", на самом деле таким не является, гораздо корректнее будет называть его импульсным. Изначально применялся только для усиления сигнала для сабвуфера. Сейчас все чаще встречаются широкополосные импульсные усилители. Их характерные особенности - это очень высокий К.П.Д. и соответственно малое выделение тепла. По качеству звука они почти сравнялись с традиционными усилителями класса AB.

6, 5, 4, ...

Какое количество каналов необходимо для построения аудиосистемы? В самом простейшем случае это моноблок, либо двухканальный усилитель, работающий мостом на сабвуфер. В этом случае акустические системы питаются от встроенного в головное устройство усилителя мощности. Для использования усилителя в широкополосном режиме минимальное количество каналов два. Именно в двухканальном варианте записываются все стереозаписи.

Типовые схемы подключения усилителей

  • Фронт + Тыл/Фронт + Сабвуфер
    Для этой схемы минимально возможное количество каналов усиления 4. В первом случае каналы подключаются к каждому из четырех динамиков Левый/Правый Фронт + Левый/Правый Тыл.. Такая схема не рекомендуется для систем, ориентированных на высокое качество звуковоспроизведения. Тыловые каналы оттягивают звук на себя, что приводит к возникновению фазовых искажений и отсутствию "звуковой сцены", также без поддержки сабвуфера низкочастотный диапазон воспроизводится не полностью.
    Во втором случае два тыловых канала подключаются в мостовом режиме на сверхнизкочастотный динамик (сабвуфер). Эта схема является оптимальной в простых инсталляциях, ориентированных на существенное повышение качества звучания. При отсутствии тыловой акустики становится возможным получить приемлемую "звуковую сцену" и качественную низкочастотную поддержку.
  • Фронт + Тыл + Сабвуфер
    Для этой схемы подойдет любой 5-ти или 6-ти канальный усилитель. Единственная разница будет заключаться в том, каким образом будет подключен сабвуфер: в мостовом режиме или отдельным каналом. Как правило, 5-ти и 6-ти канальные усилители ориентированы именно на такую схему подключения, основным различием является возможность третьей пары работать в стереорежиме.
  • Мультимедиа 5.1 (Фронт + Тыл + Сабвуфер + Центральный канал)
    Система, ориентированная на просмотр видеофайлов, схематически аналогична домашнему кинотеатру, минимальное количество каналов 6. Усилителей, предназначенных целенаправленно для таких систем, очень мало, поэтому центральный канал, как правило, усиливается отдельно. Остальная конфигурация аналогична предыдущей схеме включения.
    Идеальным вариантом подключения усилителей является схема с использованием отдельных двухканальных усилителей на каждую пару динамиков, но для ее реализации требуется свободное место для установки, либо готовность им пожертвовать, к тому же такая конфигурация весьма недешева.

Пара слов о мощности усилителя

Основным критерием оценки усилителя у непрофессионала является мощность, и, как правило, зря. Очень важно понимать, с использованием каких стандартов измерения мощности производилась оценка. Наиболее корректное представление о реальном потенциале усилителя могут дать стандарты DIN или RMS.

  • DIN - мощность, при которой усилитель может работать в течение длительного времени с сигналом "розового шума" и нелинейными искажениями на уровне 1%.
  • RMS (Rated Maxmum Sinusoidal) - Максимальная (предельная) синусоидальная мощность - мощность, при которой усилитель может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без выхода из строя. Обычно на 20 - 25 процентов выше DIN.
  • PMPO (Peek Music Power Output) - Пиковая кратковременная мощность, которую усилитель может выдать в течение короткого промежутка времени (обычно 10 мс.). Уровень нелинейных искажений при этом не учитывается.

Также необходимо обратить внимание, при каком сопротивлении нагрузки было проведено измерение. Сопротивление постоянному току у типичного автомобильного громкоговорителя 4 Ом. Соответственно при сопротивлении 8 Ом выходная мощность усилителя будет в 2 раза ниже. При сопротивлении 2 Ом теоретически в 2 раза выше, но на практике такое встречается крайне редко из-за ограниченных возможностей блока питания.

Остальные технические характеристики. На что обратить внимание.

Такие параметры как частотный диапазон, отношение сигнал/шум и переходное затухание мы здесь подробно обсуждать не будем, они уже давно в порядке у всех усилителей, и изучать их при выборе усилителя смысла нет.

Скорость нарастания сигнала на выходе - довольно важный параметр при работе усилителя в ВЧ-диапазоне, но при этом абсолютно бесполезный при подключении к сабвуферу. Приемлемый уровень от 2-х В/Мкс.

Демпинг фактор - оказывает влияние на контроль движения диффузора динамика. Тут все просто, чем больше, тем лучше. В совсем уж печальных случаях возможно "гудение" сабвуфера и потеря атаки мидбаса.

Дополнительные функции

90 процентов автомобильных усилителей мощности, помимо собственно усиления сигнала обладают рядом дополнительных и достаточно полезных функций.

Фильтры/кроссовер. (Hi-Pass/Lo-Pass/Band-Pass)

Фильтры присутствуют почти в каждом автомобильном усилителе мощности, с их помощью можно как ограничить сигнал сверху (оставить только нижние частоты) и оставить только низкочастотную составляющую (необходимо для ограничения воспроизводимого диапазона частот сабвуфера) - в этом случае используется Фильтр низких частот/ФНЧ/Lo-Pass, так и наоборот, Фильтром высоких частот/ФВЧ/Hi-Pass можно ограничить снизу полосу частот воспроизводимую НЧ/СЧ динамиком (во избежание его перегрузки и физического выхода из строя).

  • Полосовой фильтр (Band-Pass) применяется в случаях, когда необходимо ограничить воспроизводимый диапазон и сверху и снизу. Например, при поканальном усилении фронтальной акустики мидбас приходиться обрезать с обеих сторон диапазона.
  • Bass Boost - Достаточно бесполезная функция, представляющая собой однополосный эквалайзер на частоте как правило 40 Гц. и работающий только в плюс. Как правило, при увеличении звукового давления приводит к существенному ухудшению качества звучания. Крайне не рекомендуется пользоваться им в большом диапазоне.
  • Subsonic - Подтональный фильтр используется, как правило, в системах с фазоинвертором для отсечения полосы частот ниже частоты настройки порта фазоинвертора.
  • Дистанционный регулятор уровня - применяется для оперативной регулировки уровня сабвуфера с места водителя.

Очень редко и только в крайне ограниченном количестве моделей могут встречаться следующие функции:

  • DSP (Digital Signal Processor) - позволяет производить тонкую настройку системы, а также скорректировать огрехи инсталляции. При подключении по аналоговому входу теряет свои преимущества.
  • Цифроаналоговый преобразователь (ЦАП/DAC)- позволяет подавать сигнал на усилитель в цифровом виде, что значительно снижает вероятность появления помех и фоновых шумов.

Резюме

При выборе усилителя ориентируйтесь на хорошо известные и зарекомендовавшие себя фирмы. Тогда вероятность ошибиться с выбором будет гораздо меньше.

Не думайте, что, послушав его на стенде, Вам будет проще сделать правильный выбор. Понять, как на самом деле будет звучать Ваш усилитель, Вы сможете только в салоне Вашего автомобиля и в составе Вашей аудиосистемы.

Для установки и настройки усилителя обращайтесь только в специализированные установочные центры. Только квалифицированные мастера смогут учесть все нюансы и "подводные камни" при установке усилителя, а Вы в свою очередь получите хорошо звучащую систему без помех и фоновых шумов.

К сожалению, далеко не факт, что усилитель с отличными характеристиками будет звучать столь же хорошо. Выяснить это можно только путем прослушивания.

Рекомендуемая мощность усилителя 70-120% от мощности акустических систем. Более мощный может повредить как НЧ, так и ВЧ часть вашей акустической системы, а недостаточно мощный может вывести из строя ВЧ-динамики.

Ведущий специалист car audio Прудников Алексей.

Наши филиалы: